119021, Москва, м. Фрунзенская,
пер. Хользунова, д. 8 стр. 1
График работы:
ПН – ВС 10:00 - 22:00

Тембр голоса

Тембр голоса

Каждый голос уникален. Бывает совсем не важно, о чем поет или говорит человек, если цепляет само звучание. В нашей статье разбираемся, что такое тембр голоса, и можно ли его изменить.

 

Как формируется звучание голоса

Тембр – персональная окраска, яркость звука, присущая конкретному исполнителю. Можно спеть одну и ту же ноту с одинаковой громкостью, но звучать она будет по-разному.

Есть голос полюбился, вы узнаете его из тысячи и переведете громкость плеера на максимум. Когда произношение неприятно, то даже любимую аудиокнигу в озвучке такого диктора слушать не захочется. При этом, конечно, все индивидуально. Одинаковый голос может нравиться одним и раздражать других слушателей.

Природный тембр зависит от анатомических факторов:

  • размер и форма трахеи;
  • плотность смыкания голосовых связок;
  • объем резонаторов.

 

Резонатор у человека – воздух, который находится в полости, окруженной костными границами. В зависимости от расположения их делят на две группы: головные (верхние) и грудные (нижние). К головным резонаторам относятся носовая и ротовая полости, а также глотка. Грудные – это бронхи и трахея.

Из этого можно сделать вывод, что тембр голоса полностью зависит от физиологических особенностей. Но нет, кроме физиологии, есть еще два важных фактора. Первый – это генетика. Если дед и отец обладали мягким баритоном, то высока вероятность, что эта генетическая особенность передастся мальчикам в следующем поколении. Второй важный фактор – это обучение и практика. В процессе занятий пением можно не только раскрыть все краски своего голоса, но и научиться менять тембр во время исполнения.

 

 

Интересные факты

По тембру голоса можно сказать многое о человеке. От эмоционального состояния до физиологических особенностей. Лингвофизиологи, например, могут по речи достоверно предположить рост и особенности телосложения говорящего. Также можно сделать выводы о его здоровье, темпераменте и личных качествах. Именно поэтому некоторые криминалисты используют для расследования анализ голосовых сообщений потенциальных преступников. А еще, в Италии не так давно тембр голоса человека указывался в его паспорте.

 

Голос счастливого человека делает его «моложе» для собеседника. Таким образом, с помощью позитивного настроения можно запросто скинуть десяток лет. Хороший способ, согласитесь?

 

Еще один любопытный факт. Низкий тембр голоса считается более привлекательным как в плане обычного общения, так и с сексуальной точки зрения. Британские ученые (ну куда ж без них!) провели исследование среди мужчин танзанского племени. Выяснилось, что у обладателей баритонального голоса детей, в среднем, на двое больше, чем у тенористов. С точки зрения политиков, понизить тон при выступлении – тоже удачное решение. Потенциальные избиратели охотнее слушают речь и проникаются доверием к выступающему.

Все это вовсе не означает, что иметь баритон от рождения – круче, чем говорить в высоком диапазоне. На самом деле, преимуществом является умение управлять своим голосом и манерой речи в соответствии с ситуацией. В этом и заключается мастерство оратора.

 

 

Что может повлиять на тембр

Человек может влиять на окраску издаваемых звуков не только сознательно, но и непроизвольно. Посмотрим, какие факторы могут изменить ваш голос.

Эмоциональное состояние. Замечали, как разговаривает человек, переживший глубокое потрясение или не спавший несколько дней? Или как меняется тембр голоса после отдыха и в приподнятом настроении? Эмоции, которые мы переживаем, влияют на весь организм и в том числе – на состояние голосовых связок. Чем сильнее переживания, тем больше влияния они оказывают.

Простуда. Здесь все совсем логично. Простудные заболевания, а также иные патологии, которые влияют на дыхательные пути, могут изменить тембр. В период болезни лучше оставить занятия вокалом до полного восстановления голоса.

Неправильная осанка. От положения позвоночника зависит объем легких и особенности дыхания, а значит, и голосовые характеристики.

Вредные привычки. Курение постепенно делает тембр голоса более низким, грубым и хриплым. Неумеренный прием алкоголя раздражает гортань и имеет аналогичное действие.

Пубертатный период. Это естественный процесс взросления ребенка, и остановить его невозможно. В это время высокое детское произношение сменяется взрослым – более низким тембром. Особенно ярко процесс выражен у мальчиков, у которых голос в подростковом возрасте «ломается».

Повлиять на процесс взросления не получится, да это и не нужно. А вот устранить влияние других факторов – вполне по силам каждому исполнителю.

 

 

Разновидности певческих голосов

В пении принято учитывать не только тембр, но и высоту производимых звуков. Представьте, в обычной речи для общения человек использует всего 3-4 ноты. Вокалисты в процесс исполнения песни могут расширить диапазон до двух и более октав. В зависимости от высоты звука, а также его общего окраса, принято использовать итальянскую классификацию. Она учитывает не только тональность, но и пол исполнителя.

 

В определении тембра голоса также используют многочисленные описания: мягкий, мелодичный, глухой, металлический, густой, золотой, серебряный, бархатный, жесткий, твердый, холодный, звонкий, светлый и другие эпитеты.

 

В итальянской школе певческие голоса сравнивались с музыкальными инструментами. Женские – приравнивались к скрипке и альту, а мужские – к контрабасу и валторне. Отдельной категорией выделялось детское исполнение, с его уникальным звучанием. Попытаемся разобраться с самой известной классификацией типов голосов.

 

Мужские

Тенор – самый высокий тембр, который отличается гибкостью и подвижностью. Обладатели такого голоса могут петь фальцетом, напоминающим женское исполнение. В переводе с латинского tenor – это непрерывное течение, продолжение. Он включает малую и первые октавы, а также является наиболее распространенным. Различают: альтино-тенор, меццо, лирический, драматический и лирико-драматический тенор. Самая редкая разновидность – контртенор. Он очень тонкий и может сравниться с меццо-сопрано в исполнении женщины. Также иногда выделяют героический тенор. Он появился благодаря произведениям Вагнера, требующих особенно мощного оперного перфоманса на протяжении нескольких часов.

Баритон – средний по высоте мужской голос – от «Ля» большой октавы до «Соль» первой. Тембр описывается, как более глубокий, мягкий, «бархатистый». Основные разновидности: драматический, лирический и лирико-драматический. Лирический баритон близок к низкому тенору, отличаясь лишь небольшими оттенками.

Бас – глубокий и насыщенный. Этот низкое мужское исполнение в диапазоне от «Фа» большой октавы до «Фа» первой. Бывает низкий, центральный и высокий. У высокого баса есть еще несколько названий — «кантанте» или «бас-баритон». Низкий также именуется «профундо», а владеющих им вокалистов иногда называют октавистами.

 

Женские

Сопрано – самый высокий и распространенный у женщин. Его диапазон – от ноты «До» первой октавы до «До» третьей. Сопрано легкое, звонкое и подвижное. Разновидности: колоратурное, лирическое, лирико-колоратурное, лирико-драматическое и драматическое. Колоратурное сопрано примечательно своей особой чистотой и прозрачностью при отсутствии большой мощности звука. Самый редкий вид – драматическое, с его особым, насыщенным звучанием.

Меццо-сопрано – более глубокий голос, средний по высоте. Он находится между «Ля» малой октавы и до «Ля» второй. Ассоциации, которые он вызывает – сила, воля, характер. В зависимости от окраски меццо-сопрано бывает драматическим и лирическим.

Контральто – женский голос с ярким грудным резонированием. Несмотря на то что он является очень низким, до баса ему далеко. Хотя схожесть с мужским тембром вы сможете уловить легко. Певицам с контральто нередко доверяют исполнять партии мужчин. Контральто включает ноты от «Ми» малой октавы до «Фа» второй.

 

Детские

Детские голоса делятся на два основных вида:

  • альт;
  • сопрано и его разновидность – дискант, характерный для юных исполнителей мужского пола.

 

В певческой практике редко встречают голоса, идеально вписывающиеся в типичные рамки. Принадлежность к конкретному типу определяется октавами, в рамках которых исполнителю петь удобнее всего. Однако способности можно расширить. Есть певцы, которые способны «работать» в трех и даже четырех октавах.

 

певческие голоса

 

Как определить собственный тембр

Как только ученик начинает занятия вокалом, ему любопытно узнать, к какому типу относится его голос. На самом деле, на начальном этапе сделать это сложно. Пока не овладеете вокальными навыками, вы будете звучать в очень узком диапазоне. Ваш певческий тембр будет сравним с разговором. Только после постановки певческого голоса можно понять, какие ноты даются проще, и как вы звучите в разных тональностях.

Понять, как звучит собственный голос – трудно, ведь мы слышим его изнутри. Окружающие воспринимают его иначе. Чтобы услышать себя по-настоящему, можно сделать аудиозапись или воспользоваться старым добрым методом. Возьмите несколько листков бумаги или два листа плотного картона. Прижмите их к обоим ушам, а затем попробуйте спеть или сказать что-то. Отраженные от бумаги звуковые волны будут звучать так, как будто вы слушаете себя со стороны.

Не имея музыкального образования, самостоятельно определить тембр собственного голоса не получится. Чтобы выяснить, к какому именно диапазону он все-таки принадлежит, есть два пути:

  • использовать спектрометр;
  • обратиться к преподавателю по вокалу.

Спектрометр – специальный прибор, который автоматически анализирует и оценивает воспроизводимые человеком звуки. Встроенный микрофон и усилитель звучания делят звук на составляющие, а затем достоверно измеряют их высоту. Для анализа результата достаточно спеть всего несколько слов.

Специалист по вокалу на занятии также способен вынести вердикт. Преподаватель попросит исполнить несколько строк разных произведений. В процессе пения будут очевидны места, где реализация дается проще или, наоборот, труднее. Отмечается количество нот в верхней и нижней тесситуре, которые способен охватить вокалист. Это дает возможность определить диапазон исполнения. Как минимум начальный.

 

Самым правильным способом определения параметров своего голоса является очное занятие с педагогом. Опытный наставник не только поможет понять собственный тембр, но также даст советы, как улучшить свою технику и раскрыть те возможности, которые пока не видны. Экспертное мнение начинающим музыкантам всегда пригодится.

 

 

Можно ли поменять тембр голоса

Некоторым не нравится собственное произношение. Голос кажется писклявым или, наоборот, грубым, а хочется красивого звучания. Увы, кардинально изменить речевой диапазон изменить практически невозможно. Операция на голосовых связках не вариант, так как она не дает никаких гарантий, а вот побочных явлений – целый вагон. Если хочется говорить иначе, нужно потрудиться над манерой речи, артикуляцией, риторикой, интонацией и дикцией. Артикуляционная гимнастика не преобразит тембр кардинально, зато сделает произношение более выразительным и приятным слуху. Тренируйте свой речевой аппарат, и разница обязательно будет.

В отличие от разговорного, певческий диапазон развить реальнее. Хотя перейти из лирического тенора к басу не получится. Все-таки есть определенные ограничения, которые вытекают из врожденных анатомических особенностей. Это не хорошо и не плохо. Просто певцу проще и эффективнее раскрываться в том тембровом диапазоне, который изначально предусмотрен для него природой. Это как в спорте. Девушке с хрупким телосложением проще будет добиться успехов в балетной школе, а рослому парню – завоевать медали по волейболу или баскетболу.

Если исполнитель хочет, возможности голоса в определенном диапазоне все-таки ожно поменять или заметно расширить, а также изменить общую окраску.

Простой пример мгновенного изменения тембра. Произнесите одну и ту же фразу с обычным выражением лица, а затем с улыбкой. Чувствуете разницу? Окраска голоса очень отличается.

Натренировать голосовые связки и расширить привычные рамки звуков помогут различные упражнения. Например:

  • Попробуйте порычать.
    Тяните звук «Рррр» сначала низко, затем плавно повышайтесь, рычите высоко и медленно возвращайтесь обратно.
  • Прижмите подбородок к груди и тяните звук «Иии» как можно более низко.
    Постепенно приподнимайте подбородок, но постарайтесь не менять при этом тональность. Регулярная тренировка поможет научиться сохранять нужное тембральное звучание при разных положениях головы.
  • Используйте мышцы живота.
    При пении старайтесь задействовать не только грудное дыхание, но и диафрагмальное. Голос будет более сильным и глубоким.

Вокалисту очень важно поддерживать здоровье дыхательной системы и голосовых связок. Следите за своей осанкой, выполняйте упражнения для мышц шеи, избегайте лишнего напряжения, полноценно отдыхайте и не переохлаждайтесь.

В идеале стоит отправиться на очные занятия в музыкальной школе. Профессиональный педагог разработает индивидуальную программу развития ваших природных вокальных данных. Успешно учиться и развить способности в музыке возможно в любом возрасте, независимо от имеющихся навыков и природного тембра. Все в ваших руках.