Чтобы изучать и исполнять музыку, важно разобраться в том, как она формируется. Для музыканта это так же важно, как уметь читать ноты с листа. Поэтому предлагаем заглянуть сегодня в основы теории и разобраться с понятием темпа. А мы постараемся, чтобы вы не заскучали в процессе.
Что такое темп в музыке
Темп относится к средствам музыкальной выразительности. В этой же компании находятся ритм, лад, такт, метр, тональность, гармония и другие. Подробнее о них можно почитать здесь.
Tempo (итал.) – это скорость смены метрических единиц композиции. По-простому – скорость ее воспроизведения. Одно и то же стихотворение можно прочитать по-разному: быстро или медленно. От этого кардинально меняется его восприятие. Так и с песней, только в ней звучат не только слова, а еще и музыка.
На первом листе нотной записи темп обозначен над первым тактом. С его помощью можно объяснить музыканту, с какой скоростью исполнять мелодию. Становится понятно, где начинать играть следующую часть, и как гармонично вписать пение в этот ритм.
В современной музыке обычно скорость движения на протяжении всей песни остается неизменной. Но иногда встречаются композиции, где воспроизведение меняется от быстрого к более медленному. И наоборот. Особенно это характерно для творений классической эпохи. Там замедление и ускорение можно услышать почти в каждом произведении.
Композиция делится на повторяющиеся такты определенного размера. Внутри каждого из них есть сильные и слабые доли. Сильные – это те, на которые падает ударение. Темп как раз показывает, сколько ударных долей помещается в один временной промежуток. Самым точным темповым измерением признана шкала BPM (Beats Per Minute). То есть конкретное количество ударов за период длительностью в 60 секунд.
Пульсация музыки
Заметили, что у темпа композиции и человеческого сердцебиения много общего? Например, оба они характеризуются количеством ударов в минуту. Средние темповые значения попадают в диапазон пульса человека в спокойном состоянии – 60-80 уд./мин. Медленные композиции – это 40-58, а быстрые – свыше 90 битов. В высоком темпе под 200 ударов бьется и наше сердце при интенсивных физических нагрузках. Ощущения – на любителя, но и в музыке все аналогично. На вкус и цвет, как говорится, фломастеры разные.
Когда новички смотрят на исполнения опытных музыкантов – это и вдохновляет, и пугает. Насколько четко профессионалы улавливают все нюансы, четко следуя ритму и темпу исполняемой мелодии. Как же получается такая магия? На самом деле, не все так страшно и сложно. Важно понять суть и подключить немного практики.
Метроном
Ритмическая сетка музыки состоит из тактов, но они могут быть заполнены не только звуками. Паузы тоже считаются. Они позволяют сделать акцент на каком-то моменте, дают отдых слушателю, а солисту – время, чтобы набрать в легкие воздух.
Метроном способен обозначить ту самую ритмическую сетку, согласно которой музыкант сможет уловить скорость воспроизведения мелодии.
В настройках метронома устанавливается темп и размер мелодии. Размер – числовое обозначение в виде 4/4, 2/2 и т. п. Он показывает количество ударных в числе всех долей такта. Для указания темпа в этом приборе служит уже знакомая нам шкала bpm. К примеру, 70 или 80 ударов в минуту. Таким образом, удары метронома будут совпадать с ударными долями тактов. Ритм мелодии станет очевидным. Его легче будет повторить.
Самый известный метроном, используемый в музыке, назван в честь его изобретателя – немецкого пианиста и механика Мельцеля. Считается, что этот инструмент наиболее эффективен для темпового обозначения. Игра под метроном Мельцеля (м. М) позволяет выработать чувство ритма и в дальнейшем на слух подстраиваться под темп музыкального произведения.
Прибор был изобретен в 1815 году и положил начало точному измерению музыкального темпа. Его использовал при создании своих шедевров Л. ван Бетховен и композиторы 20-21 века. При этом большинство композиторов эпохи романтизма предпочитали словесное указание.
Метроном может быль электронным и механическим – с пружинами, грузиками, как в те самые времена его изобретения. Популярны обе версии. И, конечно, самые современные варианты – специальные приложения для гаджетов и онлайн-версии, работающие по тому же принципу.
Иные варианты темповых обозначений
Там, где точность не является критичной, темп указывается специальными терминами. Они делятся на три основные группы: медленные, умеренные и быстрые.
Первые темповые обозначения появились в 16 веке в испанских школах. Существуют итальянская, немецкая, английская, русская и французская версии одних и тех же диапазонов. То есть означают они одно и то же. При этом каждому из них соответствует числовое определение по метроному.
Как правило, в нотациях встречаются названия на итальянском или русском языке:
- Медленные: largo (широко), larghetto (довольно широко), lento (протяжно), adagio (медленно), adagietto (довольно медленно), grave (тяжело).
- Умеренные: andante (спокойно), andantino (немного быстрее), moderato (умеренно, sostenuto (сдержанно), allegretto (живо), allegro moderato (умеренно быстро).
- Быстрые: allegro (быстро), vivo (живо), vivace (живее), presto (быстро), prestissimo (еще быстрее).
Как мы уже говорили, скорость чаще всего не меняется, но иногда все-таки может быть динамической внутри одной композиции. Для этих изменений тоже есть отдельные термины: accelerando (ускоряя), ritenuto (замедляя), ritardando (запаздывая) – и так далее.
Это основные обозначения, но у пульса музыки, могут быть еще и различные оттенки. Для них тоже используются слова.
Например:
- assai – весьма;
- commodo – удобно;
- non troppo – не слишком;
- molto – очень;
- mosso – подвижно;
- maestoso — торжественно;
- animando – оживленно;
- agitato — взволнованно;
- sempe – все время.
О том, как предпочтительнее указывать скорость воспроизведения идут постоянные споры. Исполнители и композиторы делятся считающих правильным измерять темп с помощью числового обозначения и любителей словесных терминов. Часто в нотах пользуются сочетанием обоих вариантов. Итальянское или русское название пишется рядом с числовым значением по метроному.
Ну вот, мы как минимум разобрались, почему скорый поезд называется Аллегро, а на пачке макарон может быть написано Presto. А если серьезно, то знания темповых обозначений важны для получения навыка чтения нот и правильного исполнения. Но об этом мы уже говорили.
Зачем еще нужно знать темп музыки?
Ответ кроется в той же параллели, которую мы провели между темповой величиной и ритмом сердца человека. Например, правильно подобранная по темпу песня поможет во время занятий спортом. Потому что человеческий организм будет подстраиваться под выбранную пульсацию.
Согласно исследованиям, ритмичная музыка увеличивает эффективность тренировок. Спринтеры, бегающие под музыку, нередко показывают лучшие результаты по быстроте и выносливости, а любители силовых тренировок способны поднять больший вес.
Здесь важно рассчитать подходящее количество битов в минуту для своего вида спортивной активности. Для йоги, пилатеса и стрейчинга подойдут композиции менее 120 bpm. В диапазоне 125-140 находится лучшее музыкальное сопровождение для общей разминки, степа или танцев. Динамичная музыка 140-190 bpm отлично стимулирует к рекордным результатам в тяжелом спорте. Также ее можно слушать при кардионагрузках, вроде бега.
Темп современной музыки
Скоростью звучания определяется настроение композиции, ее характер, стиль и общее восприятие. Очень быстрые темпы относятся к энергичной танцевальной музыке, а более медленные олицетворяют спокойные мелодии. Логично же? Хотя далеко не однозначно. Вы можете использовать любые темповые значения в своих творениях, не соблюдая этих регламентов. Однако, общие критерии по некоторым жанрам уже сложились. Вот они:
- поп-музыка – 110-140 bpm;
- хип-хоп – 80-130 bpm;
- техно – 140-160 bpm;
- рок – 65-95 bpm;
- драм-энд-бейс – 140-200 bpm.
Таким образом, величина темпа связана с жанрами музыки, как и остальные важные средства выразительности. И хотя плюс-минус эти значения колеблются, зависимость отрицать нельзя. Поэтому так важно изучение музыкальной теории для всех, кто связывает свое будущее с музыкой.
Чтобы ловко управляться с инструментами и собственным голосом, нужно понимать, как все это вообще работает. Взять и уловить темп можно просто на уровне интуиции – это доступно каждому человеку. Но уметь подбирать его, придерживаться заданного значения при исполнении возможно только если постоянно практиковаться. Поэтому не пропускайте уроки сольфеджио, прислушивайтесь к своему плейлисту и постарайтесь уловить ту самую частоту ударов, с которым бьется сердце любимой песни. Тогда вы сможете ее повторить. А еще, вполне вероятно, создадите свой собственный хит.