Музыкальный ключ — это символ, который ставится в начале нотного стана. Закрепляясь на одной из линий, он определяет ее значение в соответствии с собственным. Этот элемент играет роль ориентира, позволяя музыканту определить, где находятся ноты на стане. Он работает как своеобразный маяк, указывающий местоположение.
В нотной записи используется несколько видов музыкальных ключей, каждый из которых имеет своё значение и закрепляется на определённой линии. Давайте более подробно рассмотрим их ниже.
Скрипичный ключ
Скрипичный ключ, или ключ «соль», используется для линейной нотации и располагается на второй линии нотного стана. Эта линия обозначает ноту «соль» первой октавы.
В скрипичном ключе записываются:
- Партии для женского вокала и мужского тенора;
- Ноты для таких инструментов, как скрипка, гитара, ударные и духовые (флейта, гобой, и т.д.);
- Ноты для правой руки при игре на фортепиано.
Скрипичный ключ отличается от басового не только формой, но и расположением на нотном стане, а также нотой и частотой, которые они обозначают. Скрипичный ключ имеет более сложный вид. Его тонкий завиток пересекает вторую линейку снизу, на которой записываются все ноты «соль» первой октавы, что и объясняет, почему его также называют ключом «соль».
Как нарисовать скрипичный ключ
Новички часто не знают, как правильно рисовать скрипичный ключ на нотном стане. Один из самых удобных способов — начинать с рисования круга.
- На второй линейке поставьте точку или небольшой штрих, направленный вверх.
- Затем, от этой точки нарисуйте окружность между первой и третьей линиями. Круг должен помещаться между этими линиями, не выходя за их пределы и не быть слишком маленьким.
- Завершая круг, не замыкайте его полностью, а продолжите линию, создавая спираль.Второй виток спирали поднимите вверх и немного влево, выше пятой линии.
- Затем спуститесь вниз и нарисуйте небольшую дугу до пятой линии.
- От пятой линии проведите прямую или слегка наклоненную линию вниз по центру ключа.
- Когда линия пройдет через ключ и достигнет небольшого отступа от первой линии, сделайте небольшой крючок. Изгиб должен быть умеренным, в форме малого полукруга.
- На конце полукруга поставьте точку.
Басовый ключ
Басовый ключ, или «фа», используется в линейной нотации и пишется на четвертой линии нотоносца. Этот ключ проще по форме и напоминает запятую, с двумя точками справа от нее. Он предназначен для записи нот низкого звучания. Справа от ключа располагаются две точки, которые обрамляют четвертую линию с обеих сторон, указывая на то, что именно на этой линии находится нота «фа» малой октавы. Ключ «фа» удобен для записи нот низких голосов, таких как баритон или бас.
Этот ключ позволяет обойтись без большого количества добавочных линий. В старинной музыке такой ключ иногда использовался для обозначения ноты на других линиях, но тогда его называли по-другому. Если он располагался на третьей линии, то назывался баритоновым ключом, а если на пятой — басопрофундовым.
Басовый ключ предназначен для:
- Инструментов с низким звучанием, таких как фагот, виолончель, контрабас, тромбон и туба;
- Контрабаса (который исполняется на октаву ниже) и для левой руки фортепиано;
- Голосов баритона и баса.
Ключ «До»
Помимо широко используемых скрипичного и басового ключей, существует также менее известный, но не менее важный ключ «До». Его особенность заключается в уникальном способе применения. Этот ключ указывает на ноту «До» первой октавы. Закрепление ключа «До» на нотном стане происходит следующим образом: линия, которая проходит через центр ключа и делит его пополам, определяет его положение на стане. Именно эта линия и получает значение ноты «До» первой октавы.
В отличие от скрипичного и басового ключей, ключ «До» не привязан к одной конкретной линии на нотном стане. Он может размещаться на любой линии, что придает ему особую гибкость. В зависимости от того, на какой линии расположен ключ, ему присваивается соответствующее название. Название определяется тем регистром, который охватывают звуки, находящиеся в рамках пятилинейного нотоносца. Таким образом, ключ «До» может принимать различные названия и формы, всего их пять. Это зависело от того, на какой линии он располагался. Такая гибкость возникла в средние века, когда хоровая полифоническая музыка требовала индивидуального подхода к каждому голосу в хоре.
Каждый человеческий голос имеет свой диапазон, и чтобы максимально учесть его возможности, ключ «До» размещался на той линии, которая наиболее соответствовала регистру данного голоса. Это позволяло избежать большого количества добавочных линий, облегчая чтение нот и делая запись более удобной.
Современное использование ключа «До»
В наше время из всех разновидностей ключа «До» наиболее востребованными остаются альтовый и теноровый ключи.
Альтовый ключ
Когда ключ «До» помещается на третью линию нотного стана, он называется альтовым ключом. Этот ключ используется преимущественно для записи:
- партий альта,
- английского рожка,
- тромбона,
- вокальных партий.
Теноровый ключ
Если же ключ «До» располагается на четвертой линии, его называют теноровым ключом. Этот ключ применяют для записи
- нот для тенора,
- высоких партий виолончели,
- фагота и тромбона.
Сопрановый, меццо-сопрановый, баритоновый
Другие разновидности ключа «До» встречаются лишь в старинных изданиях музыкальных произведений.
- Сопрановый ключ, также известный как дискантовый, обозначает ноту «до» на нижней линии нотоносца.
- Меццо-сопрановый ключ фиксирует «до» на второй линии.
- Баритоновым ключом называется элемент на пятой линии.
Система объединения скрипичного и басового ключей
Скрипичный и басовый ключи, каждый из которых располагается на своем отдельном нотоносце, обладают уникальной возможностью объединяться в единую систему. Это объединение происходит благодаря особому положению ноты «До» первой октавы.
В скрипичном ключе эта нота записывается на добавочной линии снизу, а в басовом ключе — на добавочной линии сверху. Таким образом, эта нота оказывается практически на одной и той же линии, проходящей между обоими нотоносцами.
Благодаря этому нота «До» первой октавы выполняет роль связующего элемента, объединяя скрипичный и басовый ключи в единую 11-линейную систему. Эта система позволяет охватить значительно больший диапазон звуков без необходимости использования большого количества добавочных линий.
Такой подход особенно полезен при записи музыки для инструментов с широким диапазоном, таких как фортепиано, аккордеон, баян или орган.
Запомните это
- Скрипичный ключ обозначает ноту соль первой октавы, которая располагается на второй линейке нотоносца (линейки считаются снизу).
- Басовый ключ указывает на ноту фа малой октавы, находящуюся на четвертой линейке нотоносца
- Нота «до» первой октавы в скрипичном и басовом ключах размещается на первой добавочной линейке.
Скрипичный и басовый ключи являются наиболее распространенными и объединяются в единую систему. Использование этих символов значительно упрощает чтение партий как для вокальных, так и для инструментальных произведений, не прибегая к добавочным линиям нотоносца. Существует огромное количество методов шифрования музыки, и разобраться в них вполне реально. Главное — правильно подобрать ключ!
Ответы на вопросы
Сколько существует ключей в музыке?
Существует три основные группы ключей: «до», «фа», «соль».
Какую ноту обозначает скрипичный ключ?
Ноту «соль» первой октавы.
Какую ноту обозначает басовый ключ?
Ноту «фа» малой октавы.
Зачем нужны музыкальные ключи?
Для упрощения чтения нотного стана и исключения добавочных линий.
Почему ноты в басовом ключе отличаются по расположению от нот в скрипичном ключе?
Ноты в басовом ключе располагаются иначе, потому что каждый ключ определяет свои линии, на которых размещаются определенные ноты. Басовый ключ указывает на ноты низкого диапазона, а скрипичный — на высокие звуки.
Почему скрипичный ключ так называется?
Скрипичный ключ называется так, потому что он обозначает ноту «соль» первой октавы, которая располагается на второй линии нотного стана, и используется для записи музыки для скрипки и других высоких инструментов.