119021, Москва, м. Фрунзенская,
пер. Хользунова, д. 8 стр. 1
График работы:
ПН – ВС 10:00 - 22:00

Педали на пианино — для чего они нужны и как ими пользоваться

Педали фортепиано — это важные инструменты, которые значительно расширяют возможности исполнительского мастерства и изменяют звучание инструмента. Вопрос о том, как правильно использовать эти педали, интересует многих как начинающих, так и опытных музыкантов.

Каждая педаль имеет свою уникальную функцию и оказывает специфическое воздействие на звучание фортепиано, что позволяет создавать богатую палитру звуковых эффектов. В этой статье мы подробно рассмотрим, какие существуют педали на пианино, как они работают и как их можно использовать для достижения желаемого музыкального выражения.

Педали на пианино

Сколько педалей у фортепиано?

Педали пианино – это рычаги, что приводятся в действие нажатием ногой. Современные инструменты имеют от двух до трех педалей, чья основная функция – менять звучание струн. Как называются педали на пианино и как они функционируют? Давайте узнаем.

Sustain (сустейн) или Damper (демпфер)

Правая педаль

Правая педаль — демпферная или педаль форте — контролирует демпферы — специальные подушечки, прикрепленные к каждой клавише. Когда музыкант убирает руки с клавиатуры, демпферы мгновенно приглушают струны. При нажатии на правую педаль, демпферы отключаются, что позволяет звуку продолжаться и сглаживает разницу между затихающим звуком и ударом молоточка по струне. Кроме того, эта педаль запускает резонанс других струн, создавая дополнительные обертоны. Иногда правую педаль называют форте, что по-итальянски означает «громко».

Для вдохновения: Расширение звуковой палитры, создание плавного и мелодичного legato, обогащение звукового образа.

Пример использования: Выделение главной темы, создание непрерывности в вокальных партиях, усиление эмоционального воздействия.

Soft (софт) или Una corda (уна корда)

Левая педаль

Левая педаль — сдвигающая — изменяет положение молоточков так, что они ударяют по двум струнам вместо трех, что уменьшает громкость и меняет тембр звука. Ее иногда также называют sordino, con sordini. В переводе с итальянского её называют пиано, что значит «тихо».

Для творчества: Смягчение звука, трансформация тембра.

Применяется с целью создания динамического контраста, акцентирования мелодических линий, имитации звучания разнообразных инструментов.

Например, в «Лунной сонате» Бетховена левая педаль нужно использовать в первой части для создания умиротворенной, спокойной атмосферы.

Sostenuto (состенуто)

Средняя педаль пианино

Средняя педаль — sostenuto — встречается чаще на роялях, чем на пианино, называется задерживающей. Она позволяет избирательно поднимать демпферы, удерживая их в поднятом положении до тех пор, пока педаль нажата, в то время как остальные демпферы остаются неподвижными.

Для создания интриги: Удлинение звучания избранных нот, создание эффекта непрерывности.

Как применяется: Поддержка басовой линии, выделение ключевых моментов, создание особой атмосферы.

Как обозначается нажатие и снятие педали в нотах

Обычно композиторы указывают, как и когда использовать педали в нотах. Как понять обозначения для использования педалей на фортепиано? Эти указания можно сравнить с шифрами, которые необходимо разгадать. Вот основные обозначения:

Ped. (или P) — нажмите педаль сустейна (правую, демпферную)

u.c. — знак того, что здесь нажать левую педаль una corda

tre corde или tutte le corde — снимите педаль

Sost. Ped. (или Sost.) — нужно нажать среднюю педаль

*** (звездочка) — это означает отпустить любую педаль

Обозначение педалей в нотной записи

Эти обозначения помогают исполнителю правильно интерпретировать и применять педали, чтобы достичь нужного музыкального эффекта.

Техники педализирования

Педализация играет ключевую роль в индивидуальной интерпретации музыкального произведения. Однако для формирования правильной техники и культуры использования педалей требуется систематическая и целенаправленная работа.

Техники педализирования

Технику педализирования можно рассмотреть по четырем основным критериям:

  1. Время нажатия педали: педали могут быть предварительными (нажимаемыми до начала звучания), прямыми (нажимаемыми одновременно с моментом извлечения звука) и запаздывающими (нажимаемыми после начала звучания).
  2. Глубина нажатия: педали различаются по глубине нажатия — от полной (до самого упора) до неполной (полупедаль, четверть-педаль и другие варианты). Также существуют смешанные формы, где полная педаль переходит в неполную через постепенное изменение нажатия.
  3. Продолжительность использования педали: педали могут использоваться долго (включая непрерывное изменение глубины нажатия) или коротко.
  4. Характер снятия педали: снятие педали может быть резким или плавным, также можно применять технику постепенного снятия или создавать эффект вибрации через последовательные полусмены.

Понимание и правильное применение этих техник позволяет значительно обогатить звучание и выразительность исполнения на фортепиано.

Полезные советы музыканту:

  • В случае, если заключительный аккорд педализируется в пьесе, необходимо избегать снимать руки с клавиатуры, пока продолжается аккорд на педали, чтобы снять и руки и педали одновременно.
  • Если педаль используется в пьесе хотя бы один раз, нога должна быть на педали с самого начала исполнения.

Упражнения для овладения педалями

Ноты и педаль – дуэт, который открывает новые грани выразительности и красоты звучания. Упражнения с клавиатурой и педалью становятся ключом к проникновению в музыкальный мир и пониманию его глубин.

Упражнения для ног без применения клавиатуры:

«Часы». Удерживая ногу на педали, выполняйте движения как стрелки часов. «Тик» — нажатие на педаль, «так» — плавное отведение носка вправо, опуская ступню на пол справа от педали. Повторяйте, возвращая ногу в исходное положение. Важно, чтобы касания к педали и полу были бесшумными. Цель: улучшение гибкости стоп.

«Звездное небо». С фиксированной пяткой выполняйте круговые движения стопой вокруг педали, как будто рисуете звезды на ночном небе. Движение по часовой стрелке символизирует восход звезд, против часовой — их закат. Пятка должна оставаться неподвижной. Цель: расслабление мышц бедра и увеличение подвижности стоп.

«Мыши». С фиксированной пяткой, не нажимая педаль, скользите подошвой по ее поверхности, имитируя движение мышей по полу. Движения вправо и влево помогают ощутить текстуру педали и укрепить опору на пятку. Цель: развить чувствительность ноги к поверхности педали и подвижность щиколотки.

«Прыгающий кролик». Нажмите на педаль и зафиксируйте ногу. Затем быстро, но плавно, меняйте педаль, как будто это прыжки кролика. Цель: обучиться мгновенной смене педали без шума, улучшить слуховой контроль.

Упражнения с применением клавиатуры:

«Музыкальное дыхание». Сыграйте полнозвучный аккорд и наслаждайтесь звуком до его исчезновения. Повторите этот аккорд, используя педаль для более насыщенного и мелодичного звучания. Это упражнение поможет вам понять, как педаль влияет на звучание и добавляет ему глубину.

«Поиски звука». Поднимите ногу и нажмите педаль немного, затем исполните звук staccato. Проверьте, остался ли звук на педали. Если нет, попробуйте нажать педаль чуть глубже. Это упражнение научит вас контролировать глубину нажатия на педаль.

«Поймай кузнечика». Это упражнение сочетает движения ноги, похожие на прыжки кузнечика, с игрой кластеров на клавишах. Педаль поднимается и опускается в такт игре, имитируя движения настоящего кузнечика. Это упражнение развивает координацию движений и использование педали.

«Гармония». Используйте педаль для продления звука при игре на клавишах. Переходите от одной клавиши к другой, поднимая и опуская педаль вместе с этим. Это упражнение поможет вам контролировать звучание и делать плавные переходы между звуками.
Каждое из этих упражнений поможет вам лучше понять и использовать педаль на клавиатуре, улучшая ваше музыкальное исполнение и технику игры.

Упражнения для овладения педалями фортепиано

Что важно запомнить

  • Мастерство игры на фортепиано с педалями требует от музыканта практики и хорошей координации
  • Важно принять во внимание акустику помещения и особенности выбранного произведения
  • Излишнее использование педалей может сделать звучание менее четким

Вопросы и ответы

Для чего нужна средняя педаль на пианино?

Средняя педаль, или задерживающая педаль, позволяет поднять отдельные демпферы на пианино, удерживая их в поднятом положении до тех пор, пока педаль нажата. Это позволяет звукам, извлеченным с помощью одной группы клавиш, продолжать звучать, в то время как другие звуки остаются приглушенными. На рояле средняя педаль часто активирует модератор, который опускается между молоточками и струнами, создавая очень тихий звук.

Зачем нужны три педали на фортепиано?

Три педали на фортепиано выполняют разные функции, которые существенно расширяют возможности музыкального исполнения. Правая педаль позволяет удлинять звук, поднимая все демпферы и позволяя струнам продолжать звучать. Левая педаль, или сдвигающая педаль, смещает молоточки так, чтобы они ударяли по меньшему числу струн, что снижает громкость и изменяет тембр. Средняя педаль, в свою очередь, обеспечивает возможность избирательного управления демпферами или активирует модератор для создания тихих звуков.

Для чего нужна педаль сустейна для синтезатора?

Педаль сустейна для синтезатора имитирует функцию правой педали на акустическом пианино, позволяя поддерживать и удлинять звучание нот после отпускания клавиш. Она удерживает звуки активными, даже когда клавиши уже отпущены, что позволяет создавать более продолжительные и насыщенные музыкальные фразы. Это особенно важно для исполнения легато и для создания сложных текстур в электронной музыке.

Какой педалью пользуются чаще остальных?

На фортепиано чаще всего используется правая педаль. Эта педаль позволяет удлинять звучание нот и создавать более богатое и полное звучание. Она активно применяется в большинстве музыкальных произведений для достижения выразительности и плавности переходов между аккордами и мелодиями.

Какая педаль встречается реже всего?

Средняя педаль встречается реже всего, особенно на пианино. На роялях она используется для создания специальных эффектов, таких как тихий звук через модератор или избирательное поднятие демпферов. В то время как правая и левая педали более универсальны и распространены, средняя педаль встречается в ограниченном количестве музыкальных произведений и на меньшем числе инструментов.