Базовые лады изучаются всеми учениками музыкальной школы, а лады народной музыки – музыкантами продвинутого уровня. В сегодняшней статье попробуем разобраться с этими понятиями, а также посмотрим, бывает ли минорный мотив радостным.
О чем идет речь
Это сложный термин, и поэтому преподаватели, как правило используют несколько разных определений. Чтобы было проще понять, попробуем подключить ассоциации. Вспомните выражения: «Настроиться на позитивный лад» или «Мы с нею не в ладу«. Эти фразы ассоциируются с неким порядком, которому можно соответствовать. В музыке все так же.
Музыкальный лад – это система разновысотных звуков, которая придает произведению определенную окраску.
Музыка способна передавать слушателям определенное настроение. Замечали, что после прослушивания некоторых песен остается радостное послевкусие, как будто за окном солнечное летнее утро? Следующие мелодии несут чувство щемящей тоски в оттенках хмурого неба, а другие своим звучанием снова бодрят и мотивируют. За это все отвечает лад.
Все составляющие лада объединяются по определенным схемам и группируются вокруг одного опорного звука. Появляется точный порядок организации звуков, который состоит из отдельных ступенек. Ниже поговорим о них подробнее
Ступени лада
Ступенями называются все звуки, входящую в конкретную ладовую систему.
Наиболее распространено семиступенчатое строение гаммы:
I – первая ступень или «тоника»;
II – вторая или «супертоника» (нисходящий вводный тон);
III – третья или «медианта» (тоническая терция);
IV – четвертая или «субдоминанта«;
V – пятая или «доминанта» (тоническая квинта);
VI – шестая или «субмедианта»;
VII – седьмая или «восходящий вводный тон«.
Среди ступеней выделяют устойчивые и противоположные им – неустойчивые.
Устойчивыми являются опорные звуки ладовой системы, которые выделяются из общей мелодии. К ним тянутся все остальные. Момент перехода неустойчивого звука к устойчивому называется «разрешением». За счет этой смены создается напряжение мелодии.
Если попробовать оборвать мелодию на неустойчивой ступени, возникает ощущение неоконченности. Это то, что называют тяготением неустойчивого звука. Поставить желаемую точку можно, сыграв долгожданный устойчивый звук.
Устойчивость бывает непостоянной. В рамках одного лада звук является устойчивым, а в границах другого может стать неустойчивым.
В семиступенчатой схеме главной опорой является тоника, то есть первая ступень. Третья и пятая ступеньки подчеркивают стойкость тоники. Второй по значению является пятая нота, то есть доминанта. Далее по важности идет субдоминанта.
Трезвучие главных устойчивых звуков определяет, каким будет эта гамма – минорной либо мажорной. В чем их отличия – рассмотрим дальше.
Мажор и минор
Сейчас это два самых известных музыкальных лада. О каждом из них, пожалуй, слышали все, даже совсем не интересующиеся музыкой.
Характерное описание:
- Major – веселый, жизнерадостный, бодрый, торжественный.
- Minor – печальный, мягкий, сентиментальный.
Общее понимание такое описание отражает, но не все однозначно. На самом деле любой из ладов может передать нужный автору настрой. Светлые, приятные чувства можно легко отразить в минорных нотах. Трагичность в ярких красках, в свою очередь, способен озвучить и мажорный мотив. Если очень захотеть.
Интересная статистика. Большинство композиций современных российских поп-музыкантов написаны в минорном ладу. На Западе в аналогичном стиле более распространен мажор.
Разница здесь прячется между ступенями звуковых рядов. Они могут отличаться на половину или на целый тон.
Мажорная последовательность:
два тона – полутон – три тона – полутон.
Минорный звукоряд:
тон – полутон – два тона – полутон – два тона.
Приведенные схемки принято называть «натуральным» мажором и минором. Данные виды являются самыми распространенными.
Существуют также иные разновидности. Например, гармонический минорный и мажорный лад. В таком миноре седьмая ступень повышается на полтона. В гармоническом мажоре на полтона понижается шестая ступень. Получается, что начало в обоих случаях одинаковое, а вот особое окончание придает мелодии немного восточности.
Есть еще один вид минора – мелодический. В нем на полтона выше звучат шестая и седьмая ступени. При этом при движении вниз это повышение не используется, и ряд становится натуральным. Композиция на такой основе звучит очень мягко и мелодично.
С помощью изменения высотного положения нот музыкального лада с сохранением основной схемы рождаются разные тональности. Они отражают высоту нот в ладу, но соотношение ступеней при этом не изменяется. Название тональности всегда начинается с первой выбранной ноты (До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля или Си) – то есть тоники. К примеру, “До Минор”, “Ми Мажор” и аналогичные обозначения в нотной записи.
Другие разновидности ладов
Мажорный и минорный – не единственные виды семиступенчатых ладов. Сотни лет назад, в Древней Греции было распространено семь разновидностей:
- ионийский;
- эолийский;
- лидийский;
- миксолидийский;
- дорийский;
- локрийский;
- фригийский.
Древние греки придавали большое значение воздействию музыкальных ладов на слушателей. Услышать, как звучала музыка того времени, увы, нельзя. Зато известно, что греческие музыканты действительно верили, что верно выбранная схема мелодии способна поднять войско или утихомирить душу, потерявшую смысл жизни.
Эолийский лад полностью соответствует натуральному минору, а ионийский совпадает с мажором. Получается, что в современной музыкальной практике они до сих пор весьма популярны.
Дорийский лад очень похож на минор. Различие состоит в повышении шестой ступени вверх на полтона. Фригийский аналогичен, но имеет пониженную вторую ступень.
Лидийский, в свою очередь, очень близок к натуральному мажору. Он отличается от него четвертой повышенной ступенью. В миксолидийском ладу седьмая ступень, наоборот, понижена.
Все эти разновидности в современной истории также называют диатоническими или ладами народной музыки. Второе название они получили, потому что были тесно связаны с народной музыкальной культурой Греции. Господство натурального мажора и минора установилось в мире лишь несколько столетий назад. Зато теперь на них приходится порядка 90% от всех произведений.
Чтобы безошибочно определять лад в музыке, понадобится практика. Иногда получается сделать это просто на слух по интонации. В другом случае помогает мелодию на музыкальном инструменте самостоятельно. Например, в процессе игры на фортепиано проще уловить интервалы, аккорды и таким образом, построить ладовую схему композиции.
Разбираться в терминах важно. Теория дает базу, необходимую для осмысленной практики и понимания, что вообще происходит. Мы надеемся, что смогли слегка прояснить для вас тему ладов в музыке, которая часто вызывает вопросы. Чтобы углубить и хорошо систематизировать свои знания, приходите к нам на уроки курса музыкальной теории. Будет не скучно и очень полезно, честное слово.