Музыка окружает нас в каждый момент времени. Даже если рядом не играют музыканты, выключено радио, телевизор и не звучит любимый плейлист. Не верите? Сейчас расскажем, в чем тут суть.
Определение
Объяснить, что это такое, в двух предложениях сложно. Это задачка из философии. Давайте попробуем объединить некоторые определения, которые дают нам словари.
Музыка – это:
- один из видов искусства, который передает авторское настроение, ценности, мысли и чувства с помощью звуков;
- метод высказывания, трансляции образов в слышимой форме;
- язык души, универсальный способ воздействовать на настроение, мышление и разум с помощью слухового восприятия;
«Она воодушевляет весь мир, снабжает душу крыльями, способствует полету воображения, придает жизнь и веселье всему существующему» (Платон).
Музыка имеет особые характерные приметы. В ее основе совокупность определенных звуков и использование средств музыкальной выразительности (ритм, гармония, темп, динамика, тон, тембр и др.). Мелодию можно услышать не только от музыкантов. Она может звучать в пении птиц. Если захочется, ее можно обнаружить в журчании весенних ручьев, шуме ветра, дождя, барабанящего по крыше, и других звуках природы. Даже в мерном перестукивании колес поездов и шуме автотрассы большого города. Ее можно слышать даже заткнув уши – ведь любимый мотив может звучать прямо у вас в голове.
Встречаются музыкальные творения, состоящие из абсолютной тишины. Например, одна из пьес Джона Кейджа. Как думаете, это гениальная фишка или просто вариант сэкономить время на написании очередного опуса?
Как появилась музыка
Первой музыкой в истории человека считается песня. Чтобы петь (для себя, а не на сцене) не нужны особые навыки и музыкальные инструменты. С песней быстрее пролетало время на тяжелой работе в поле, она украшала быт и досуг, смягчала печали, убаюкивала детей. Тысячелетия назад и сегодня.
Когда именно древние люди попробовали выражать свои мысли в форме пения вместо речи – неизвестно. Исследования костей черепа неандертальцев показали, что они вполне были способны к этому виду искусства. Но что их сподвигло попробовать и когда – большой вопрос. Есть теория Марка и Энгельса, по которой музыкальные звуки появились от необходимости взаимодействия, координации деятельности группы людей. Ну то есть, перетаскивая тушу убитого мамонта, первобытные охотники мелодично улюлюкали, чтобы одновременно и эффективно прилагать усилия.
С другой стороны, наших предков могли вдохновить птицы. Мелодии птах подали человеку идею, что подобные звуки можно попробовать повторить, а потом по аналогии придумать что-то свое.
Потом к голосовому пению добавились ритмы. Связать слова и игру на инструментах оказалось логичным. Для создания элементарного ритма не обязательны какие-то сложные приспособления. Мелодию можно насвистеть, сыграть с помощью щелчков пальцев, хлопков в ладоши, притопов ногами (а это уже почти танец). Если постучать палкой по гулкому предмету, возникает еще более громкий и весомый звук. Так, постепенно люди придумали первые ударные инструменты: бубен, барабаны из природных материалов.
Примерно в то же время появилась первая дудочка – духовой инструмент, который потом стал называться флейтой. Чуть позже придумали струны. По одной из версий, лук изначально был не оружием, а первым струнным инструментом. Затем появились чуть более привычные для нас арфа и гусли.
Многообразие инструментов росло в разных частях планеты. Постепенно люди втягивались в мир чувственного музыкального искусства. С каждым веком творения музыкантов становились разнообразнее, а сами исполнители искуснее.
Стадии развития музыки
Музыкальная культура развивалась постепенно.
Трудно разделить ее на четкие периоды в хронологическом порядке, но определенные исторические этапы все-таки выделяют:
- Фольклорная стадия.
На раннем этапе искусство было тесно связано с окружающей действительностью, бытом людей. Эти темы и отражались в творчестве. Мелодии сопровождали различные праздники, обряды, ежедневный труд, ключевые события в жизни. Слова и мотивы песен передавались из уст в уста, заучивались наизусть и иногда дополнялись самими исполнителями. Совсем не обязательно было иметь особые способности или обладать талантом. Певцом мог стать каждый человек. Никаких текстов, системы и, тем более, нотных листов еще не существовало. Четкой организации тоже. Большую роль играла импровизация. Проще говоря, новые песни порой придумывали на ходу, в процессе пения. - Устно-профессиональная стадия.
Здесь уже исполнители стали отделяться от слушателей, а слова большинства песен фиксировались на бумаге. Появились специальные тексты, написанные для вокального воспроизведения – музыкальная поэзия. Музыка изменяется, усложняется, становится более техничной. В это время составлялись каноны, основы и модели создания новых произведений. - На третьей стадии ролей стало еще больше.
Появляется композитор – человек, который создает мелодию, и исполнитель, который ее воспроизводит на практике. И конечно, остаются благодарные слушатели. Оформляется система нотописи, а затем и запись звука. Музыкальное искусство достигает новых высот, приобретает разные формы и проявления.
Значение музыки
Музыкальные творения невозможно потрогать руками. Это труд, который сам по себе не приносит плодов, измеряемых материально. Но разве это признак того, что музыка не имеет особого значения?
Мелодия является способом оказать мощное воздействие на разум и настроение человека. Она может умиротворять, расслаблять, убаюкивать. Она учит концентрироваться и созерцать окружающий мир. Сочетание слов и ритма обладает способностью вызывать сильные эмоции, от тревоги и слез до радости, гармонии и даже любви.
Как думаете, зачем в спортзалах постоянно играет радио? Не только для настроения. Исследования подтвердили, что музыкальное сопровождение во время тренировок увеличивает результативность спортсменов на 20%. Это как допинг, который невозможно обнаружить никакими двойными и тройными пробами.
Музыка поднимает дух. Она способна сорвать людей с места, заставить их объединиться в едином порыве и попробовать свернуть горы. С боевым кличем, под звуки военного марша поднимались восстания, нарушались правила, завоевывались города, сменялись эпохи.
Нематериальность музыкального искусства может принести вполне ощутимые результаты. Для каждого человека и мира в целом.
Восприятие и воздействие музыки
Вокальное искусство тесно связано с нашей речью, интонациями и соответствующими движениями. В этом его основа. По сути, пение – разновидность повествования. То есть рассказ или диалог. Причем оно способно рисовать более выразительные образы, вызывать новые эмоции и чувства. Песня делает это быстрее, чем простой разговор. Ритмичные звуки мелодии соотносятся с жестами и движениями человека. Получается, что музыка позволяет связать сразу два типа коммуникации: вербальный и невербальный. Конечно, такой микс будет восприниматься существенно мощнее.
Влиянию саундреков на настроение невозможно противиться. Они неизбежно несут ассоциации и эмоции. Причем одна и та же мелодия может вызвать разные чувства и переживания у разных людей. Восприятие звучания у каждого свое – это то, как мы привыкли слушать и слышать музыку.
Музыка способна вдохновить на творчество. Во-первых, мелодии рисуют определенные образы, и эти образы иногда хочется перенести в свой любимый вид искусства. Во-вторых, процесс прослушивания может создавать то самое настроение, когда хочется творить красоту.
Известный художник-реалист Илья Ефимович Репин часто посещал концерты классической музыки. Знаменитую картину «Иван Грозный» он написал, вдохновившись симфонической сюитой Римского-Корсакова.
Музыка может помогать не только в творческой, но и в ежедневной рутинной работе. Одним людям проще концентрироваться в тишине. Другие предпочитают индивидуальный белый шум. Этим шумом может быть привычный гул машин за окном, звуки прибоя, дождя, бормотание телевизора. Или песня. Если вам удалось найти для себя правильную мелодию, она может значительно повысить способность к концентрации. С ней гораздо проще игнорировать другие отвлекающие факторы вроде общения соседей или призывно попискивающего телефона.
Музыка и вибрация
Мелодии оказывают влияние на человека не только благодаря их восприятию. Звуковые волны создают определенную вибрацию. Она физически воздействует на отдельные органы и здоровье организма целом. Есть мнение, что низкие частоты, например, способны вызывать реальное сексуальное возбуждение. Вибрация может влиять на стабилизацию кровообращения, способствовать насыщению органов кислородом, вызывать изменение артериального давления.
Не верите? Попробуйте встать рядом с барабанной установкой, когда звучит тяжелый рок. Закройте уши. Вы почувствуете вибрацию каждой клеточкой своего тела. То же самое способна сделать любая музыка, но более точечно и мягко. Это невозможно игнорировать, даже если связать себя по рукам и ногам.
Именно музыкальные вибрации дают возможность наслаждаться концертами людям с нарушениями слуха. Более того, есть профессиональные музыканты с тугоухостью. Например, шотландка Эвелин Гленни. Она начала обучение игре на ударных в возрасте 12 лет, когда полностью потеряла слух. Прежде чем начать практиковаться, девочка научилась чувствовать вибрацию, прижимая ладонь к стене рядом с ударной установкой. Взрослая Эвелин стала известным композитором и исполнителем, получив премию Гремми по камерной музыке. А еще она известна тем, что выходит на сцену босиком – так легче ощущать вибрации.
Музыкальная фармакология
Свойства музыкальных творений нашли свое применение и в медицине. Многие хирурги предпочитают проводить сложные операции под треки любимых композиторов. А еще музыку включают в родильных домах, и она может использоваться в рамках психотерапии.
Британские исследователи из Университетского госпиталя в Уэльсе провели опрос среди хирургов. Оказалось, что любимые треки во время операций включают 80% врачей. Особенно популярно звуковое сопровождение у пластических хирургов.
Одним из направлений терапевтических композиций является музыка Рейки. В ней сочетаются звуки живой природы, музыкальных инструментов и человеческих голосов. Известны своим лечебным воздействием и произведения искусства классических композиторов.
Музыкотерапия имеет доказанную эффективность. Она влияет даже на животных. Под классические мелодии буренки дают рекордные удои, а пчелы становятся менее агрессивными. На психику человека музыка воздействует еще сильнее – помогает выйти из депрессии, исцеляет боль, душевную и физическую, снижает уровень тревожности. Она помогает сосредоточиться на важном процессе, взглянуть на мир оптимистичнее или пристрастнее. Встать и пойти танцевать, в конце концов.
В этом плане действует не только общепризнанная классика в исполнении симфонического оркестра. Это не принципиально. Вашим личным терапевтом может оказаться голос любимого исполнителя или просто подборка треков, которые по душе.
Почему людям нравится разная музыка
Часто наши предпочтения родом из детства. Мы слушаем то, что нравится родителям, и постепенно эта привычка становится нашим собственным интересом. Однако, с возрастом эти предпочтения могут разойтись.
Существует любопытная версия, что в мире звуков вкусы зависят от социального статуса человека. Например, агрессивные мелодии или шансон предпочитают люди, постоянно сталкивающиеся с жизненными трудностями. Или просто убежденные в том, что проблем у них очень много. Джаз и классика чаще находят своих фанатов среди членов благополучных семейств с ровной, спокойной атмосферой. Но не стоит делить музыкальные направления на высокие или низкие. Это всего лишь кусочек статистики, одна из гипотез.
Вот, например, второй вариант. Замечали, что представителей старшего поколения шокируют культовые энергичные мелодии, грохочущие в комнате подростка? Здесь дело не только в характере и вкусе. Есть и научное объяснение. Головному мозгу свойственны свои собственные биоритмы. Это колебания, связанные с процессами электрической активности этого органа. Удовольствие обычно вызывает музыка, которая наиболее схожа с этими колебаниями. В жизненных ситуациях, когда активность возрастает, мы в большей степени предпочитаем динамичные, быстрые мелодии. В моменты спокойствия, умиротворения мозг просит иные, более адекватные настроению композиции. С возрастом человека биоритмы головного мозга замедляются, поэтому вообще в целом хочется более спокойных мотивов. «А не вот этих ваших тыц-пыц-бах».
Музыкальные понятия: динамика, ритм и лад
Разнообразие музыкальных произведений появилось благодаря использованию различных приемов и средств. Ниже несколько из этих определений.
Динамика музыки связана с ее громкостью. Однако, громкость здесь более сложное понятие, чем регулировка на колонках приемника. К динамике относится смена звуков (резкая или плавная), интонационный рисунок, акценты мелодии и общая сила звучания.
Ритмом называют последовательность плавных и резких звуков, которые сменяются паузами. Какие-то ноты звучат дольше, другие – меньше. Все это сливается в общую структуру звукового потока. Это и есть ритмический рисунок, под который мы подстраиваемся в танце.
Лад – настроение композиции. Мажор или минор – веселый или грустный. Это общее впечатление, чувства, которые рождаются в процессе прослушивания.
Минусовка
Еще одно музыкальное понятие. Минус – это когда мы что-то вычитаем. В минусовке все так и есть. К примеру, из композиции вычитается, то есть, удаляется голос. Остается только звучание инструментов. Это один из самых распространенных видов минусовок. Под них мы привыкли петь в караоке или переделывать слова известных песен, накладывая их на эту самую минусовку.
Убрать из песни можно не только речевую составляющую, но и часть звуков. Например, удалить партию ударных или гитары. Это тоже будет называться минусовкой.
Музыкальные стили и жанры
Какую музыку вы предпочитаете? Кто-то затруднится с ответом на вопрос, другие скажут четко. Например, «рок», «классика» или «поп». И приведут примеры любимых композиций. Если глубоко копнуть, может обнаружиться, что эти творения вовсе не относятся к тому жанру, о котором вы подумали. Или вообще включают в себя элементы сразу нескольких музыкальных стилей.
Простая классификация жанров выглядит таким образом:
- инструментальные (симфония, этюд, соната, концерт, увертюра);
- вокальные (опера, ария, песня).
Чтобы определить, к какому конкретному жанру относится композиция, придется до конца разобраться в средствах музыкальной выразительности. О ритме, ладе и динамике мы как раз говорили выше.
Не каждый эксперт сможет с ходу разложить по полочкам любую мелодию. Однако, полезно представлять, какой бывает музыка в зависимости от особенностей ее исполнения.
Основные музыкальные жанры:
- Русские-народные песни.
Сюда относятся частушки, колыбельные, хоровое пение, игровые, традиционные, обрядовые песни. Лирические композиции о любви, семье и разлуке – тоже здесь. - Классика.
Это симфонии, увертюры, ноктюрны, контанты, сюиты и другие творения эпохи европейского классицизма. - Театральная музыка.
Как правило, такие композиции дополняют действие на сцене театра. Например, балет, мюзикл, опера, оперетта. - Камерная.
Отличается исполнением небольшой группой музыкантов (камерный ансамбль). Бывает соло, дуэт, трио, квартет – и так далее, по количеству участников. - Религиозная.
Сюда относится церковное пение, литургия, акафист, месса, псалом и др. - Современная.
Широкое направление мелодий, которые мы чаще всего слышим, независимо от своих предпочтений. Они звучат в общественных местах и из динамиков радио. Основные виды: поп (диско, хаус, фанк, транс), рэп (клауд, кранк, хардкор, дрилл) и рок (панк, треш, фолк, инди, хард и др.). Авангардные произведения тоже здесь.
Связь музыки и культура
Еще во время античности о музыке стали говорить, как о самом чувственном из всех видов искусств. Отмечалось ее особое влияние на эмоциональное состояние человека, способность перестраивать его внутренний мир. Музыкальное искусство проникает везде и быстро захватывает поклонников. Далеко не каждый возьмется за карандаш, вдохновившись художественным шедевром. Немногие, прочитав любимую литературу, попробуют написать свой роман. Но почти все будут напевать песню, которая полюбилась. Увлечение музыкой – самое массовое, и оно тесно связано с культурой.
Она не всегда воспринимается в качестве отдельного искусства. В конце двадцатого века в Европе сложилось представление о ней, как о части одной из культур (например, молодежной, городской, японской, восточной).
Само понятие «музыки» существует не везде. У некоторых африканских и индейских племен вообще отсутствует этот термин . Если спросить, они даже не сразу поймут, о чем речь. Музыку они воспринимают неразделимо с обрядами и ритуалами.
В развитом обществе тоже есть свое понимание. Например, духовный аспект. Мелодичные напевы из Корана для человека иной религии звучат, как настоящая музыка. Для самих мусульман это ею не является. Есть еще личная оценка, убеждения каждого человека. У каждого есть ряд своих представлений об искусстве. К примеру, вы можете признавать только произведения классиков, а все остальное считать «немузыкой», имеющей сомнительное содержание.
Композитор vs исполнитель
Здесь вроде бы все просто. Композитор пишет музыку, исполнитель ее исполняет. Без участия обоих звуковое творение никогда не прозвучит.
Легкий рецепт создания хита: «Чтобы сорвать аплодисменты, нужно либо писать вещи настолько простые, чтобы их мог напеть всякий возница, либо такое непонятное, чтобы только потому и нравились, что ни один нормальный человек этого не понимает» (Вольфганг Амадей Моцарт)
Творение одного композитора может быть исполнено разными музыкантами. Каждый из них внесет свою лепту в данную музыку. Получается, что исполнитель – это тоже творец, а не просто тот, кто озвучивает уже созданный шедевр.
Есть музыканты, которые сами пишут и исполняют песни. Более того, в некоторых жанрах (например, рок или джаз) – так принято. В их репертуаре в основном композиции собственного сочинения. И наоборот, есть сложившиеся тандемы, где музыкальные коллективы исполняют песни, которые пишет для них композитор. Иногда это один и тот же человек на протяжении долгого пути сотрудничества.
А еще есть авторы стихов для песен, аранжировщики, звукорежиссеры и множество других людей, которые участвуют в создании привычных нам мелодий. И конечно, слушатели. Без них этот процесс теряет смысл.
Зачем учиться музыке?
Потому что ученье – свет. Но не только по этой причине.
Занятия музыкой приносят удовольствие. Особенно когда присутствует интерес к этому направлению. Если у человека, ребенка или взрослого, есть мечта петь или играть на барабанах, то самое время попробовать – это сейчас. Жизнь дана, чтобы не упускать ни одной возможности, особенно когда душа сама просит. Значит, пора.
Детям обучение в музыкальном классе особенно полезно. Неважно, есть ли цель стать великим музыкантом, но попробовать точно стоит. Обучение ребенка пению или искусству игры на различных инструментах не только дает ему новый творческий навык. У детей улучшается восприятие информации на слух, развивается логика, математическое мышление, совершенствуется моторика и память, увеличивается словарный запас, уходят трудности с речью. Все это точно пригодится для школы и жизни.
Для взрослых музыкальное обучение – это хорошая возможность найти свое хобби, отдушину, отвлечься от проблем, однообразной реальности. А еще это прекрасный способ привлечь внимание. Вы всегда будете знать, чем развлечь друзей на вечеринке или другом подходящем случае. Процесс обучения музыке поддерживает активность мозга, заставляя серое вещество работать на вашу пользу. Эта связь доказана исследованиями.
Главное, что начинать не поздно и в 30, и в 70 лет. Причем, как для себя, так и для большой сцены.
Первый сольный альбом Шерон Джонс вышел, когда ей исполнилось 46 лет. До этого она несколько раз безуспешно участвовала в различных конкурсах молодых талантов и строила карьеру телохранителя.
Чтобы стать профессиональным композитором, исполнителем или певцом – необходимо учиться. Мы не знаем, планируете ли вы построить карьеру в музыкальной сфере или решите остаться слушателем. Одно понятно точно – если вы читаете эту статью, то интересуетесь музыкой. А значит, мы с вами на одной волне. На той, которая объединяет культуры, языки, взгляды, страны и людей. Ей чужда политика, не страшны международные кризисы и мировые шторма. Стоит лишь взять в руки гитару, микрофон или просто нажать кнопку «play» и включить звуковую дорожку.