Многие полагают, что для прекрасного вокала достаточно обладать красивым голосом и талантом. Однако на самом деле качественное исполнение требует не только природных данных, но и огромных усилий, а также знаний. Постановка голоса — это лишь начальный этап. Важно затем осваивать вокальные техники, которые придают голосу насыщенность и уникальность.
Микст
Микст — это техника, сочетающая головной и грудной регистры, благодаря чему она называется средним регистром. Примером ее использования можно назвать исполнение Gwen Stefani песни Don’t Speak. Техника микста помогает без напряжения исполнять высокие ноты, сохраняя плавность перехода к головному регистру, что уменьшает риск потерять звучание или сорвать голос. Найдя свой микстовый регистр, вам будет проще освоить множество других вокальных приемов.
Бэлтинг
Бэлтинг — это мощный вокальный прием, формирующийся в грудном регистре, где звук направляется в твердое нёбо за верхними зубами. Чтобы петь с использованием этой техники, важно не только верно направить звук, но и правильно его извлечь — это происходит с помощью твердой вокальной атаки, когда звук создается резким толчком.
Бэлтинг можно охарактеризовать как контролируемый крик. Он придает высоким нотам плотность и громкость, позволяя им плавно звучать без срывов. Ярким примером является творчество Уитни Хьюстон, в частности ее песня I Have Nothing, где этот прием звучит в припеве.
Тванг
Тванг — это окрашивание звука с использованием носового резонанса. Пример — Sia в начале ее хита Chandelier, а также Рианна в хите Diamonds. Тванг делает звук ярким и проникающим, и хотя его освоение требует практики, техника не вызывает особого напряжения.
Для успешного использования тванга важно поднять гортань, сделать её узкой, а язык — высоко расположенным, контролируя выдох. Существует два вида тванга: оральный и назальный. Оральный тванг резонирует в полости рта и звучит мягче, в то время как назальный тванг резонирует в носовых пазухах и имеет более резкий характер.
Вибрато
Вибрато — это техника, при которой голос плавно вибрирует на одной ноте, создавая колебания звука. Этот эффект достигается благодаря легкому колебанию голосовых связок, что приводит к небольшим, но быстрым изменениям в высоте ноты. Использование вибрато добавляет глубину и эмоциональность исполнению, делая его более насыщенным и выразительным.
Мы писали про вибрато в голосе в отдельной интересной статье, рекомендуем прочитать!
Глиссандо
Глиссато — это вокальная техника, при которой певец плавно и непрерывно переходит между различными высотами звуков, создавая эффект скольжения, подобно смычковому инструменту. Этот прием легко освоить, и он является важной частью таких песен, как Zombie от Cranberries
Техника предполагает «скольжение» между нотами, что особенно характерно для эстрадного и джазового исполнения. Начинать обучение лучше с медленного темпа, постепенно увеличивая скорость (классическое глиссандо). Также существует обратное глиссандо, когда певец начинает с высокой ноты и опускается вниз, что часто используется в джазовой музыке.
Мелизмы
Мелизмы — это вокальные украшения, которые добавляют богатство звучанию, не меняя темп и ритмический рисунок песни. Вокалист встраивает в текстовые слоги мелодические ноты, исполняя их плавно на одном дыхании. Примеры использования мелизмов можно услышать в песнях Куда уходит детство группы Сливки или At Last в исполнении Кристины Агилеры.
Субтон
Субтон — это техника пения с придыханием, которая достигается контролем воздушного потока во время звучания. Прием добавляет особую мягкость и глубину, делая исполнение более эмоционально насыщенным. Для его освоения необходимо научиться регулировать количество воздуха, который смешивается с голосом при звукоизвлечении. Примеры использования субтона можно найти в песнях Нюши Наедине и Мэрайи Кэри My All.
Фальцет
Фальцет — это прием, при котором голос переходит на высокий регистр, часто используемый для создания ярких кульминационных моментов в песне. Его можно применять как для громкого, так и для более тихого исполнения, в зависимости от желаемого эффекта. Мужчины часто используют фальцет для имитации женских партий. Этот прием является излюбленным у таких исполнителей, как Джастин Тимберлейк и Том Йорк.
Йодль
Йодль — это традиционный прием, характерный для альпийской музыки, в котором певец резко чередует высокие и низкие ноты, создавая яркий и запоминающийся звук. Такой переход позволяет вокалисту быстро переключаться с мощного низкого звучания на легкие высокие ноты и наоборот.
Адель и Бейонсе часто применяют йодль, чтобы выделить ключевые моменты в своих песнях, добавляя им драматизма и интенсивности. Однако важно быть осторожным при использовании этой техники, чтобы избежать излишнего напряжения в голосовых связках.
Филировка
Филировка обозначает динамические переходы между громкостью, такие как крещендо (увеличение громкости) и диминуэндо (уменьшение громкости). Этот прием часто встречается в песнях с длительными протяжными нотами. Важно обратить внимание на эти переходы и тренироваться в их использовании, добавляя эмоции и меняя темп.
Атака
Атака — это техника звукоизвлечения, при которой чередуются твердые, мягкие и придыхательные атаки, придавая голосу дополнительную окраску. Яркий пример можно услышать у Бритни Спирс в бридже песни One More Time. Чтобы эффективно использовать этот прием, нужно научиться различать оттенки звучания.
Дисторшн (расщепление)
Этот прием включает добавление дополнительного звука (шума) к основному звучанию. Он достигается с помощью двух потоков дыхания, которые расщепляются в ложных голосовых связках. Дисторшн относится к экстремальным видам вокала и требует осторожности; неправильное исполнение может привести к серьезным проблемам с голосом.
Известные исполнители, использующие расщепление, включают Курта Кобейна из Nirvana, Дейва Гроула из Foo Fighters и Майли Сайрус, которая активно применяет этот прием в своем вокальном творчестве.
Свистковый регистр
Свистковые ноты — это самые высокие звуки в головном регистре, которые доступны эстрадным исполнителям. Их можно услышать в ярких моментах песен Кристины Агилеры и Витаса.
Обертон
Обертон — это вокальная техника, также известная как горловое или гармоническое пение. Она включает не только исполнение, но и духовные практики, выступая как особый вид медитации. Для извлечения звука требуется необычное положение гортани. Горловое пение ассоциируется с шаманскими обрядами, но в последнее время стало популярным и среди эстрадных вокалистов. Существуют различные виды обертоновой техники, которые позволяют исполнителям пробовать необычные интерпретации известных песен, как, например, Numb группы Linkin Park.
Скэт
Скэт — это джазовая техника, в которой исполнитель заменяет слова на отдельные слоги. Изначально скэт подразумевал вокал, максимально похожий на звучание музыкального инструмента. Первое выступление с использованием скэта принадлежит Луи Армстронгу, который, забыв слова, начал импровизировать. Элла Фицджеральд и Сара Вон значительно продвинули этот стиль, создав так называемый скэт-язык, ставший популярным среди джазовых певиц.
Vocal cry или «край»
Термин «край» переводится как «плач» и обозначает вокальный прием, при котором звук звучит высоким и звонким, отлично резонируя в области носа и лица. При использовании техники «край» голосовые связки смыкаются плотно, но воздух не проходит, несмотря на тонкое смыкание.
Обычно этот прием начинается с хныканья, что придаёт звуку слегка плаксивый оттенок. Это значительно облегчает исполнение высоких и переходных нот, позволяя избежать крика и обеспечивая плотное, звонкое звучание. «Край» широко используется в жанрах RnB и соул. Эталоном мастерского применения этого приема можно считать Алишу Киз.
Вокальный брейк
Вокальный брейк, или вокальный разрыв, представляет собой технику исполнения, при которой певец внезапно переходит от низких нот к высоким и наоборот. Этот резкий переход создает эффект «разрыва» между голосовыми регистрами. Такой прием может проявляться как мощный переход от глубоких басов к высоким нотам или в обратном направлении.
Примеры музыкальных произведений, где вокалисты используют этот прием, включают:
- Muse — «Feeling Good»
- Тина Кузнецова — «Ваня»
Штробас (фрай)
Штробас, или вокал фрай, представляет собой стиль фонации, при котором голосовые связки вибрируют с минимальным напряжением. Это самый низкий регистр голоса, где звук возникает благодаря воздуху, проходящему через расслабленные и колеблющиеся голосовые связки. Штробас звучит как тихий и скрипучий голос, не создавая чрезмерного напряжения в связках.
Научиться красиво петь может каждый
Конечно, это далеко не все вокальные приемы, но эти являются одними из самых интересных и часто используемых в современном вокале. Эти техники помогут улучшить технику и выразительность вокала, чтобы ваше пение звучало намного интереснее и богаче.
Голос — это инструмент, который требует настройки, постоянного совершенствования и заботливого обращения. Соблюдение техники, эмоциональная вовлеченность и желание передать свои чувства слушателю — все это делает выступление ярким и незабываемым. Не упустите возможность записаться на бесплатный пробный урок вокала в музыкальной школе Indie Rock School и раскрыть в себе талант вокалиста!