119021, Москва, м. Фрунзенская,
пер. Хользунова, д. 8 стр. 1
График работы:
ПН – ВС 10:00 - 22:00

История музыки

Музыка окружает нас. В порывах ветра, шуме дождя и стрекотании ночных цикад можно услышать самую приятную уху мелодию. Ее история уходит на миллионы лет назад – туда, где на планете появились первые звуки природы. Но мы поговорим о музыке, как об искусстве – о том, которое создается человеком. Да, ее история куда скромнее – всего десятки тысячелетий. Зато прогресс и видоизменения очень впечатляют. Давайте посмотрим, как все начиналось, и к чему музыкальное искусство пришло за эти годы.

 

Петь или говорить

Первый музыкальный инструмент в мире – это, конечно, человеческий голос. Здесь даже можно поспорить, что возникло раньше, песня или речь.

Согласно выводам американского исследования, человечество стало способным говорить около 70 тысяч лет назад. При этом наш предок «homo habilis» обитал на земле больше 2 миллионов лет назад. Вопрос, неужели первобытные люди не общались? Общались, еще как. Однако, по мнению ученых, их речь вполне вероятно напоминала пение.

Речевой аппарат человека – сложный и удивительный. Мы умеем передавать не только смысл слов, но и интонации. Причем последние часто имеют решающее значение. Согласитесь, даже если иностранец пытается что-то донести на совершенно непонятном языке, по звучанию можно догадаться как минимум о его основных эмоциях. А возможно, и тему понять. Также можно понять, о чем мяукает любимая кошка и фыркает лошадь.

А еще:

  • С маленькими детьми часто разговаривают с помощью всевозможных «улю-лю» и «агу-гу». Эти выражения тоже не имеют точного смысла, но звучание воспринимается правильно и положительно.
  • Ритмичный, складный текст (а еще лучше, с мелодией) запоминается проще, чем обычный набор слов и терминов.
  • Люди практически никогда не заикаются во время пения. Это, кстати, один из хороших способов терапии заикания.

К чему это все? А к тому, что песни, возможно, имеют гораздо более долгую историю, чем может показаться. Теперь давайте посмотрим, как же развивалась музыка, и что она из себя представляла.

 

С чего все начиналось

Птичьи трели вдохновляли наших далеких предков. Они пытались подражать птицам, и получались настоящие мелодии. Логично? Логично. В этой версии большую роль в рождении музыки играет любовь. В какой момент пернатые и другие виды природных певцов проявляют наибольшую активность? Когда ищут себе пару. Так и люди исполняли свои первые композиции под влиянием чувств. Вот такие вот первобытные серенады.

Существует и другая теория, не такая романтическая. Первой песней могли считаться ритмичные улюлюканья представителей племени в ситуациях, когда нужно скоординировать действия друг друга. «Ать, два, ать, два, переворачиваем мамонта». Вообще, напевать во время рабочего процесса – отличная практика, которая сохранилась до сих пор. Монотонное дело становится ритмичнее, прогресс двигается быстрее. И веселее, что немаловажно.

Аккомпанировать пению на раннем этапе начинали с самых простых способов. Хлопки ладонями, щелчки пальцами, притопывание – все это позволяет создать необходимый ритм. А если взять палку и постучать по дереву или камню, получится еще звонче. Вот вам и вокал, и оркестр, и танец. Целый ансамбль.

Теперь о том, какой вспомогательный инструмент взял в руки человек для своего музыкального творчества. Ну, после палки. Считается, что это была флейта. Возраст самой древней найденной «дудочки» составляет около 40 тысяч лет. Примитивные виды флейт были найдены в процессе раскопок на территории современной Германии. Тогда они выглядели скорее, как свисток, и изготавливались из костей животных. Форма была соответствующей. Лишь в более поздних версиях в корпусе появились отверстия, для создания более сложной, мелодичной композиции.

Чуть позднее изобрели другие инструменты: трещотки, барабаны из шкур, трубы из рогов, ракушек и другие музыкальные приспособления. Доисторическая музыка развивалась, усложнялась, становилась спутником ритуалов, обрядов и просто повседневной жизни человека.

 

Раннее развитие музыки

Мелодии и ритмы того периода передавались из уст в уста. Исполнители перенимали опыт друг друга и вносили свои изменения. На следующем этапе музыку начали сохранять с помощью записей. Самые старые из найденных текстов песен датируются 1500-2000 годами до нашей эры. Ими являются глинобитные таблички. Точное значение и смыслы, которые хотели зафиксировать наши предки, расшифровать невозможно. На одной из них, по версии разных историков, был гимн богине плодородия. И совершенно точно, что все это являлось именно музыкальными композициями, записанными человеком с помощью системы букв и цифр.

Теперь давайте немного прогуляемся по цивилизациям Древнего мира и посмотрим, как у них развивалось музыкальное искусство.

Изобретение музыки в Иране (Персии) связывают с именем Джамшида – великого царя. Ее история прослеживается до 2500 г. до нашей эры. Персы были вполне себе меломанами, если верить сохранившимся документам. Известны даже названия некоторых композиций и имена музыкантов – Накисса, Барбод, Рамтин.

Индийская классическая музыка называлась «марга». Она описана в старинных священных писаниях – Ведах. Одна из них полностью посвящена этой сфере культуры в Древней Индии.

Древние папирусы и настенные надписи внутри пирамид хранят память о музыкальной культуре египтян. Она тесно связывалась с религией и мифологией того периода. Например, страсти Осириса, который умирал и воскресал ежегодно. Смерть его оплакивалась достаточно мелодично и сопровождалась соответствующими постановками театра. Древнейшими музыкальными инструментами в Египте считаются флейта и арфа. Чуть позже исполнители начали использовать лиру, барабаны и колокол. Появились профессиональные музыканты, которые выступали перед знатной публикой.

Понятие «музыка» имеет греческое происхождение. Это неспроста. Именно Древней Греции принято отдавать пальму первенства в расцвете музыки того времени. Массовые мероприятия в крупных античных городах сопровождались хоровым пением. Греческим хористам аккомпанировали духовые инструменты.

Регулярные войны стимулировали развитие соответствующих музыкальных произведений. Однако победные оды и военные гимны разбавлялись и музыкой лирического характера. Простые человеческие чувства, ситуации и настроения распевались в застольных песнях, а также воплощались в различных театральных постановках. Древнегреческие трагедии сопровождались соответствующими вокальными партиями. Крупнейший драматург того времени Еврипид впервые акцентировал внимание на сольном исполнении, а хор отвел на второй план.

Отметим и Древний Рим, ведь именно там изобрели гидравлос – прототип органа. Он обеспечивал музыкальное сопровождение на публичных мероприятиях. Отсюда началась история современных многоголосных инструментов.

 

Средневековая музыка

Качественные мелодии были доступны не всем. Заглянем в Азию. Здесь секретность национальных музыкальных произведений обеспечивалась на высшем уровне. В девятом столетии тонкости игры передавались детям от зажиточных родителей. И не дай бог слугам богатой семьи забыть заткнуть уши ватой во время таких уроков. Даже по просьбе императора сыгранные во дворцовом саду струнно-духовые концерты не повторялись в течение нескольких лет. Потому как иначе, кто-то смог бы запомнить и воспроизвести секретные приемы по образцу музыкантов-аристократов.

Потихоньку перемещаемся в Европу. Именно здесь, как считают историки, происходили самые важные музыкальные события Средневековья.

С приходом нашей эры огромное влияние на все сферы жизни имела церковь. Поэтому и профессиональное музыкальное искусство тесно переплеталось с деятельностью храмов. Здесь проводилось обучение музыкантов, и тут же исполнялись соответствующие композиции. Появляются самые первые композиторы, сведения о которых сохранились до наших дней. В основном, это монахи знаменитого собора Нотр-Дам, где основалась композиторная школа. В восточных церквях, в том числе и в русской, пение тоже практиковалось. Но там не было принято инструментальное сопровождение. Собственно, как и сейчас.

Конечно, пели не только профессионалы. Светская музыка звучала при дворах европейской знати, например, в исполнении бардов, сказителей, менестрелей и скоморохов. Еще один пример полулюбительского музицирования – трубадуры. Эти французские поэты-музыканты радовали рыцарскими лирическими композициями в период 12-13 веков. И, конечно, народный фольклор – эдакие концерты, на которых мог присутствовать любой человек. Причем не только слушать, но и исполнять.

Многоголосная полифоническая музыка в то время имела распространение только в храмах. Лишь постепенно она вышла за рамки традиционных религиозных обрядов и стала звучать во многих светских жанрах.

 

В конце первого тысячелетия стала практиковаться нотная запись. До этого элементы произведений записывали с помощью букв и цифр. По новой письменной системе использовались немвы, а позднее привычные нам ноты. Кстати, названия нот произошли от первых слогов молитвы к Иоанну Крестителю. Правда последняя «си» добавилась к написанию чуть позже – в конце 16 века.

 

Эпоха Возрождения

Именно в этот период роль композитора изменилась. Если раньше автор придерживался строгих канонов и правил, то теперь ему разрешалось создавать новое. Спасибо католическому епископу Филиппу де Витри, который объявил, что музыканты должны творить. Музыкальная культура получила хороший творческий толчок и возможность резко отделиться от традиций.

Появились новые направления: баллада, мадригал, мотет. И все же самым главным вокальным жанром для исполнения была месса.

Очередная музыкальная революция случилась в 1501 году, с изобретением нотопечатания. Итальянский типограф Оттавиано Петруччи опубликовал первый нотный сборник «Сто сладкоголосых песен», а Мартин Лютер заказал томик церковных хоралов. Особенность последнего, что он предназначался для исполнения народом. Теперь прихожане могли приобщиться к пению с помощью упрощенных и запоминаемых мелодий из книги. Вот примерно здесь возникает прообраз схемы современной песни «куплет-припев».

Период Ренессанса отличался простыми и прямолинейными формами музыки. Затем началась эпоха Барокко, когда красивым стало считаться сложное и замысловатое.

Дальше – круче. Открылась первая консерватория, родился балет, а позже – опера. Все это случилось на рубеже 16-17 веков. Изобрели скрипичные инструменты, форма которых практически повторяет современные. Ну разве что материал для струн и конструкция смычка теперь другие.

В конце 17 века придворный музыкант Людовика IV Жан-Батист Люлли становится создателем симфонических оркестров. Чуть позже Антонио Вивальди напишет более пяти сотен концертов, а Иоганн Себастьян Бах создаст легендарные органные творения.

 

Рождение классики

Вы еще не устали? Тогда продолжим. Тем более что эпоха классицизма сравнительно короткая – примерно с конца 17 до середины 18 века. Музыка в это время полностью отделилась от церкви и превратилась в самостоятельное искусство. Рождались и усложнялись основы новых жанров. Засияли яркие звезды великих композиторов: Моцарта, Гайдна, Бетховена, Глинки и многих других.

Классическая музыка становится все более популярной. Она звучит не только в узком кругу светских салонов, но и в домах некоторых горожан, а также на театральных подмостках. Народ постепенно приобщается.

Эпоха романтизма

Этот исторический период длился со второй половины 18 века до 19 столетия. Обыденность и повседневность уступила место мечтам и идеальному миру. Эти идеи воспевали Шопен, Мендельсон, Шуберт, Вагнер, Берлиоз, Верди, Штраус, Римский-Корсаков, Чайковский и другие известные композиторы того времени. Появились миниатюры – в составе циклов разнохарактерных пьес, а также симфоническая поэма.

 

Двадцатый век

Это время связывают с экспрессионизмом, конструктивизмом и неоклассицизмом. В каждом из них десятки имен композиторов и исполнителей, которые внесли значительный вклад в дальнейшее развитие современной музыки. А еще с приходом очередного столетия в музыкальную культуру ворвались технологии.

 

Телармониум – самый первый электронный музыкальный инструмент, который производил звуки с помощью электромагнитных колебаний. Его изобрел американец Таддеус Кэххил. Динамиков в то время еще не придумали, поэтому послушать игру на телармониуме предлагалось с помощью телефонной сети. Такой опцией обладали абоненты из Нью-Йорка.

 

В этот период родилась атональная музыка, придуманная по собственным звуковым схемам. В музыкальные произведения вовлекались шумовые и световые эффекты, поначалу вызывавшие удивление и вопросы у слушателей. Лишь позже они обрели настоящую популярность.

Начали свою работу звукозаписывающие компании и концертные агентства. Музыкальные жанры начали объединять континенты. Вышла первая джазовая грампластинка, и это направление музыки захватило сразу Америку, Европу и страны Африки. Джаз стал первым проявлением глобализации такого широкого масштаба.

Если большим шагом ко всеобщему музыкальному приобщению были печатные нотные сборники, то с приходом радио, музыка сделалась еще доступнее. Концерты с помощью технического воспроизведения дебютировали в Великобритании в 1922 году. Граммофон они вытеснили не сразу, а вот живое домашнее музицирование отошло на второй план. Теперь семейные вечера проходили с включенным радиоприемником. Чуть позже появилось кино, которое поначалу озвучивалось именно музыкой, а не актерской речью.

С одной стороны, народ обленился, это факт. Любителям уже не нужно было учиться читать ноты, разбираться в инструментах и развивать музыкальный слух. Нажал кнопку – и профессиональный оркестр вещает прямо на дому. С другой стороны, музыкальные произведения становились гораздо доступнее и популярнее, вплетаясь еще теснее в повседневную человеческую жизнь. Музыкой продолжают заниматься не из-за необходимости или по принуждению, а потому что это действительно нравится.

Еще один интересный факт из 20 века. В 1952 году Джон Кейдж, композитор и философ, сочиняет особую пьесу «4`33». Музыкальная группа, вооружившись инструментами, выходит на сцену и… не играет на них. Причем смысл, который вложил автор, заключается не в тишине, а в возможности услышать окружающие звуки. Так разрушились все предшествующие музыкальные традиции и каноны. Музыкой опять может считаться все что угодно. В том числе посторонний шум. Границ снова не существует.

 

Музыка третьего столетия

Дерзкий хип-хоп, лиричные баллады под гитару, шокирующий транс, танцевальный поп или зажигательный рок? Все это тоже совсем скоро станет частью мировой истории. Разница в том, что вклад в эту страницу летописи можете сделать вы сами. Как тот первобытный охотник, машинально подпевающий талантливому скворцу. Как юный менестрель с песней про славные рыцарские походы. Как Майкл Джексон, не носивший корону, но ставший настоящим королем поп-музыки. Как Людовико Эйнауди, объединивший классику и самые современные музыкальные стили.

Мы живем в прекрасное время, когда рушатся стереотипы, и у любого творчества почти нет ограничений. Стоит воспользоваться этим шансом, чтобы попробовать заговорить на языке, для которого отсутствуют международные границы. На языке музыки.